ПОСМОТРЕТЬ В ФОРМАТЕ .PDF -
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Тотемская
детско-юношеская спортивная школа
УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим советом
от 23.08.2011г. протокол №12
|
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ДОД «Тотемская ДЮСШ»
М.О. Чежина
|
Образовательная программа
по баскетболу
|
Авторы составители:
Тренер-преподаватель: А.Г. Полягошко
|
г. Тотьма
2011
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общебразовательная программа по баскетболу разработана на основе Примерной программы для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) (авторы-составители: Ю.М.Портнов – академик РАО, д-р пед. наук; В.Г.Башкирова - заслуженный тренер России; В.Г.Луничкин-заслуженный тренер СССР и России; М.И.Духовный – заслуженный тренер России; А.Б.Мацак – канд. пед. наук; А.Б.Саблин - канд. пед. наук). Программа составлена на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом от 29.04.1999г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (постановление Правительства РФ от 07.03.1995г. № 233), нормативными документами Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту.
Основная цель программы – реализация учебно-тренировочного процесса на этапах многолетней спортивной подготовки.
Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач:
обучающие:
- ознакомить с историей развития баскетбола;
- освоить технику и тактику игры в баскетбол;
- ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена;
- подготовить инструкторов и судей по баскетболу.
воспитывающие:
- воспитание волевых, смелых, дисциплинарных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов.
развивающие:
- способствовать развитию специальных физических качеств: быстроты, выносливости, скоростно-силовых качеств.
Выполнение задач, поставленных перед спортивной школой по баскетболу, предусматривает: систематическое проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение учебно-тренировочного плана, переводных контрольных нормативов; регулярное участие в соревнованиях и организации проведения контрольных игр; осуществление восстановительно-профилактических мероприятий; просмотр учебных фильмов, видеозаписей, кинограмм, соревнований квалифицированных баскетболистов; прохождение инструкторской и судейской практики; создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий; использование данных науки и передовой практики как важнейших условий совершенствования спортивного мастерства обучающихся.
Для более эффективной подготовки юных баскетболистов необходимо построить учебно-тренировочный процесс в школе по следующим направлениям:
- повышение качества отбора детей с высоким уровнем развития способностей к баскетболу и прохождения их через всю систему многолетней подготовки;
- усиление работы по овладению индивидуальной техникой и совершенствованию навыков выполнения технических приемов и их способов;
- повышение роли и объема тактической подготовки как важнейшего условия реализации индивидуального технического потенциала отдельных баскетболистов и команды в целом в рамках избранных систем игры и групповой тактики в нападении и защите;
- осуществление на высоком уровне интегральной подготовки посредством органической взаимосвязи технической, тактической и физической подготовки, умелого построения учебных и контрольных игр с целью решения основных задач по видам подготовки;
- повышение эффективности системы оценки уровня спортивной подготовленности обучающихся спортивных школ и качества работы как отдельных тренеров, так и спортивной школы в целом; основу этой оценки составляют прежде всего количественные показатели по видам подготовки, результаты участия в соревнованиях, включение в команды высокого класса.
Обучающиеся распределяются на учебные группы по возрасту и полу. Для каждой группы устанавливается наполняемость и режим учебно-тренировочной и соревновательной работы.
В каждой категории учебных групп поставлены задачи с учетом возраста обучающихся и их возможностей, а также требований, предъявляемых к подготовке баскетболистов высокого класса.
Программа составлена для каждого года обучения. Учебный материал по технико-тактической подготовке систематизирован с учетом взаимосвязи техники и тактики, а также последовательности изучения технических приемов и тактических действий как в отдельном годичном цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки.
Подготовка юных спортсменов предусматривает два направления: спортивно-оздоровительное, учебно-тренировочное, включающее три этапа: этап начальной подготовки, учебно-тренировочный этап (начальная спортивная подготовка), учебно-тренировочный этап (углубленная подготовка).
Режим учебно-тренировочной работы рассчитан на 46 недель.
Количество занятий в неделю
Направления и этапы подготовки
|
Год обучения
|
Минимальный возраст для зачисления
|
Максимальное кол-во учебных часов в группе
|
Спортивно-оздоровительное
|
Весь период
(1 год)
|
8
|
6
|
Начальной подготовки
|
1
2
3
|
8-10
10-11
11-12
|
6
8
8
|
Учебно-тренировочный
|
1
2
3
4
5
|
12-13
13-14
14-15
15-16
16-17
|
12
14
16
20
20
|
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
На протяжении всего периода обучения в спортивной школе баскетболисты проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач. Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая:
- постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;
- планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействий с партнерами;
- переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным для баскетболиста;
- увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;
- увеличение объема тренировочных нагрузок;
- повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных баскетболистов.
Задачи спортивно-оздоровительного этапа
- Укрепление здоровья;
- Воспитание личностных качеств;
- Освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков;
- Знакомство с основами спортивной техники избранного вида спорта в процессе регулярных многолетних учебно-тренировочных занятий;
- Привитие стойкого интереса к занятиям спортом;
- Приобретение навыков контроля состояния здоровья и физической работоспособности.
Задачи этапа начальной подготовки
- Отбор способных к занятиям баскетболом детей;
- Формирование стойкого интереса к занятиям;
- Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма;
- Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры;
- Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям;
- Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола.
Общие задачи учебно-тренировочного этапа
- Повышение общей физической подготовленности (особенно гибкости, ловкости, скоростно-силовых способностей);
- Совершенствование специальной физической подготовленности;
- Овладение всеми приемами техники на уровне умений и навыков;
- Овладение индивидуальными и групповыми тактическими действиями;
- Индивидуализация подготовки;
- Начальная специализация. Определение игрового амплуа;
- Овладение основами тактики командных действий;
- Воспитание навыков соревновательной деятельности по баскетболу;
Весь период подготовки на учебно-тренировочном этапе можно разделить еще на два по некоторой общности задач.
Задачи начальной специализации
- Воспитание физических качеств: быстроты, гибкости, ловкости и специальной тренировочной выносливости.
- Обучение приемам игры («школа» техники), совершенствование их в тактических действиях.
- Обучение тактическим действиям (в основном индивидуальным и групповым) и совершенствование их в игре. Баскетболисты выполняют различные функции во взаимодействии. Четкой специализации по амплуа еще нет.
- Приобщение к соревновательной деятельности. Участие в первенстве района, города.
Задачи углубленной специализации
1. Воспитание физических качеств: силы, быстроты, специальной тренировочной и соревновательной выносливости.
- Обучение приемам игры, совершенствование их и ранее изученных в условиях, близких к соревновательным.
- Обучение индивидуальным и групповым действиям, совершенствование их и ранее изученных в различных комбинациях и системах нападения и защиты.
- Специализация по амплуа. Совершенствование приемов игры и тактических действий с учетом индивидуальных особенностей и игрового амплуа юного баскетболиста.
- Воспитание умения готовиться и участвовать в соревнованиях (настраиваться на игру, регулировать эмоциональное состояние перед игрой, во время игры, независимо от ее исхода, проводить комплекс восстановительных мероприятий).
Учебный план учебно-тренировочных занятий
в ДЮСШ по баскетболу (ч)
№
п/п
|
Виды подготовки
|
|
Этап
учебно-тренировочный
|
Этапы начальной подготовки
|
|
Год обучения
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1.
|
Теоретическая
|
6
|
8
|
8
|
12
|
14
|
16
|
20
|
20
|
2.
|
Общая физическая
|
120
|
108
|
102
|
90
|
90
|
80
|
70
|
70
|
3.
|
Специальная физическая
|
40
|
60
|
66
|
75
|
90
|
120
|
150
|
150
|
4.
|
Техническая
|
50
|
86
|
86
|
110
|
120
|
130
|
180
|
180
|
5.
|
Тактическая
|
20
|
30
|
30
|
55
|
90
|
120
|
150
|
150
|
6.
|
Игровая
|
20
|
30
|
30
|
50
|
50
|
70
|
90
|
90
|
7.
|
Контрольные и календарные игры
|
10
|
30
|
30
|
30
|
30
|
40
|
40
|
40
|
8.
|
Восстановительные мероприятия
|
-
|
-
|
-
|
30
|
30
|
30
|
30
|
30
|
9.
|
Инструкторская и судейская практика
|
-
|
-
|
-
|
20
|
20
|
20
|
30
|
30
|
10.
|
Контрольные испытания
|
8
|
12
|
12
|
16
|
16
|
16
|
16
|
16
|
11.
|
Медицинское обследование
|
2
|
2
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
4
|
Общее количество часов
|
276
|
368
|
368
|
552
|
644
|
736
|
920
|
920
|
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Учебный план по теоретической подготовке
Тема
|
НП
|
УТ
|
|
1-й
|
2-3
|
1-й
|
2-й
|
3-й
|
4-й
|
5-й
|
Физическая культура и спорт в России
|
1
|
0,5
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Состояние и развитие баскетбола в России
|
1
|
0,5
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Влияние физических упражнений на организм спортсмена
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Гигиенические требования к занимающимся спортом
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Профилактика травматизма в спорте
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Общая характеристика спортивной подготовки
|
-
|
-
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Планирование и контроль подготовки
|
-
|
-
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
Основы техники игры и техническая подготовка
|
-
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
Основы тактики игры и тактическая подготовка
|
-
|
-
|
-
|
1
|
2
|
2
|
2
|
Физические качества и физическая подготовка
|
-
|
-
|
-
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Спортивные соревнования
|
-
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Правила по мини-баскетболу
|
-
|
-
|
1
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Правила по баскетболу
|
-
|
1
|
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Официальные правила ФИБА
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
1
|
1
|
Установка на игру и разбор результатов игры
|
-
|
-
|
1
|
1
|
2
|
3
|
3
|
Всего часов
|
6
|
8
|
12
|
14
|
16
|
20
|
20
|
Темы
Физическая культура и спорт в России
Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение ее для укрепления здоровья, физического развития граждан России в их подготовке к труду и защите Родины. Роль физической культуры в воспитании молодежи. Основные сведения о спортивной квалификации. Спортивные разряды и звания. Порядок присвоения спортивных разрядов и званий. Юношеские разряды по баскетболу.
Состояние и развитие баскетбола в России
История развития баскетбола в мире и в нашей стране. Достижения баскетболистов России на мировой арене. Количество занимающихся в России и в мире. Спортивные сооружения для занятий баскетболом и их состояние. Итоги и анализ выступлений сборных национальных, молодежных и юниорских команд баскетболистов на соревнованиях.
Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена
Решающая роль социальных начал в мотивации спортивной деятельности. Спортивно-этическое воспитание. Психологическая подготовка в процессе спортивной тренировки. Формирование в процессе занятий спортом нравственных понятий, оценок, суждений. Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Общая и специальная психологическая подготовка. Инициативность, самостоятельность и творческое отношение к занятиям. Регуляция уровня эмоционального возбуждения. Основные приемы создания готовности к конкретному соревнованию. Идеомоторные, аутогенные и подобные им методы.
Гигиенические требования к занимающимся спортом
Понятие о гигиене и санитарии. Общие представления об основных системах энергообеспечения человека. Дыхание. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Жизненная емкость легких. Потребление кислорода. Функции пищеварительного аппарата. Особенности пищеварения при мышечной работе. Понятие о рациональном питании и общем расходе энергии. Гигиенические требования к питанию спортсменов. Питательные смеси. Значение витаминов и минеральных солей, их нормы. Режим питания, регулирование веса спортсмена. Пищевые отравления и их профилактика. Гигиеническое значение кожи. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Правильный режим дня для спортсмена. Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена. Режим дня во время соревнований. Рациональное чередование различных видов деятельности. Вредные привычки - курение, употребление спиртных напитков. Профилактика вредных привычек.
Влияние физических упражнений на организм спортсмена
Понятия об утомлении и переутомлении. Причины утомления. Субъективные и объективные признаки утомления. Переутомление. Перенапряжение. Восстановительные мероприятия в спорте. Проведение восстановительных мероприятий в спорте. Проведение восстановительных мероприятий после напряженных тренировочных нагрузок. Критерии готовности к повторной работе. Активный отдых. Самомассаж. Спортивный массаж. Баня. Основные приемы и виды спортивного массажа.
Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте
Простудные заболевания у спортсменов. Причины и профилактика. Закаливание организма спортсмена. Виды закаливания. Общее понятие об инфекционных заболеваниях, источники инфекции и пути их распространения. Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Пути распространения инфекционных заболеваний. Меры личной и общественной профилактики. Патологические состояния в спорте: перенапряжение сердца, заболевание органов дыхания, острый болевой печеночный синдром. Травматизм в процессе занятий баскетболом; оказание первой помощи при несчастных случаях. Доврачебная помощь пострадавшему, приемы искусственного дыхания, транспортировка пострадавшего. Профилактика спортивного травматизма. Временные ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям.
Общая характеристика спортивной подготовки
Понятие о процессе спортивной подготовки. Взаимосвязь соревнований, тренировки и восстановления. Формы организации спортивной тренировки. Характерные особенности периодов спортивной тренировки. Единство общей и специальной подготовки. Понятие о тренировочной нагрузке. Основные средства спортивной тренировки. Методы спортивной тренировки. Значение тренировочных и контрольных игр. Специализация и индивидуализация в спортивной тренировке. Использование технических средств и тренажерных устройств. Общая характеристика спортивной тренировки юных спортсменов. Особенности спортивной тренировки юных спортсменов: многолетний прирост спортивных достижений, ограничение тренировочных и соревновательных нагрузок, значение общей физической подготовки. Самостоятельные занятия: утренняя гимнастика, индивидуальные занятия по совершенствованию физических качеств и техники движений.
Планирование и контроль спортивной подготовки
Сущность и назначение планирования, его виды. Составление индивидуальных планов подготовки. Контроль уровня подготовленности. Нормативы по видам подготовки. Результаты специальных контрольных нормативов. Учет в процессе спортивной тренировки. Индивидуальные показатели уровня подготовленности по годам обучения. Основные понятия о врачебном контроле. Систематический врачебный контроль за юными спортсменами как основа достижений в спорте. Измерение и тестирование в процессе тренировки и в период восстановления. Частота пульса, дыхания, глубина дыхания, тонус мускулатуры. Степ-тест. Уровень физического развития баскетболистов. Артериальное давление. Самоконтроль в процессе занятий спортом. Дневник самоконтроля. Его формы, содержание, основные разделы и формы записи. Показатели развития. Пульсовая кривая.
Физические способности и физическая подготовка
Физические качества. Виды силовых способностей: собственно силовые, скоростно-силовые. Строение и функции мышц. Изменение в строении и функциях мышц под влиянием занятий спортом. Методика воспитания силовых способностей. Понятие быстроты, формы ее проявления. Методы воспитания быстроты движений. Воспитание быстроты простой и сложной двигательной реакции, облегчение внешних условий, лидирование, использование эффекта варьирования отягощениями. Гибкость и ее развитие. Понятие о ловкости как комплексной способности к освоению техники движений. Виды проявления ловкости. Методика воспитания ловкости. Понятие выносливости. Виды и показатели выносливости. Методика совершенствования выносливости в процессе многолетней подготовки.
Основы техники игры и техническая подготовка
Основные сведения о технике игры, о ее значении для роста спортивного мастерства. Средства и методы технической подготовки. Классификация приемов техники игры. Анализ техники изучаемых приемов игры. Методические приемы и средства обучения технике игры. О соединении технической и физической подготовки. Разнообразие технических приемов, показатели надежности техники, целесообразная вариантность. Просмотр кинокольцовок, видеозаписей игр.
Спортивные соревнования
Спортивные соревнования, их планирование, организация и проведение. Значение спортивных соревнований для популяризации вида спорта. Спортивные соревнования как важнейшее средство роста спортивного мастерства. Положение о проведении соревнований по баскетболу на первенство России, города, школы. Ознакомление с командным планом соревнований, с положением о соревнованиях. Правила соревнований по баскетболу. Судейство соревнований. Судейская бригада: главный судья соревнований, судьи в поле, секретарь, хронометрист. Их роль в организации и проведении соревнований.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
(ДЛЯ ВСЕХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП)
Общеподготовительные упражнения
Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения: в одну, две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Построение, выравнивание строя, расчет по строю, повороты на месте. Переход на ходьбу и бег, на шаг. Остановка. Изменение скорости
движения строя.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время
ходьбы и бега.
Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания; отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях; выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах;
прыжки.
Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы; наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине; из положения лежа на спине переход в положение сидя; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; угол из исходного положения лежа, сидя и в положении виса; различные сочетания этих движений.
Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми амортизаторами, палками, со штангой (для
юношей).
Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазанье по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения со штангой: толчки, выпрыгивания, приседания. Упражнения с набивными мячами. Упражнения на тренажере типа «геркулес». Борьба. Гребля.
Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером (велосипедист, более быстрый спортсмен). Бег с гандикапом с задачей догнать партнера. Выполнения общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.
Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.
Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Стойки на голове, руках и лопатках. Прыжки опорные через козла, коня. Прыжки с подкидного мостика. Прыжки на батуте. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне; равновесие при катании на коньках, спусках на лыжах с гор. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после кувырков, поворотов.
Упражнения типа «полоса препятствий»: с перелезанием, про-лезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких предметов одновременно (четырех баскетбольных мячей), ловлей и метанием мячей. Игра в мини-футбол, в теннис большой и малый (настольный), в волейбол, в бадминтон.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по мелководью, по снегу, по песку, с отягощениями с предельной интенсивностью. Игры с отягощениями. Эстафеты комбинированные с бегом, прыжками, метаниями. Метание гранаты, копья, диска, толкание ядра. Групповые упражнения с гимнастической скамейкой.
Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный на 500, 800, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек до 3 км, для юношей до 5 км. Дозированный бег по пересеченной местности от 3 мин до 1 ч (для разных возрастных групп). Плавание с учетом и без учета времени. Ходьба на лыжах с подъемами и спусками с гор, прохождение дистанции от 3 до 10 км на время. Спортивные игры на время: баскетбол, мини-футбол (для мальчиков и девочек). Марш-бросок. Туристические походы.
Специально-подготовительные упражнения
Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести. Ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40 м из различных положений (сидя, стоя, лежа) лицом, боком и спиной вперед. Бег с максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнером, в соревновании с партнером за овладение мячом, за летящим мячом с задачей поймать его. Бег за лидером без смены и со сменой направления (зигзагом, лицом и спиной вперед, челночный бег, с поворотом). Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх (одиночные, сериями). Многократные прыжки с ноги на ногу (на дальность при определенном количестве прыжков; на количество прыжков при определенном отрезке от 10 до 50 м). Прыжки на одной ноге на месте и в движении без подтягивания и с подтягиванием бедра толчковой ноги. Прыжки в стороны (одиночные и сериями) на месте через «канавку» и продвигаясь вперед, назад. Бег и прыжки с отягощениями (пояс, манжеты на голенях, набивные мячи, гантели).
Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно правой и левой рукой. Передвижение в упоре на руках по кругу (вправо и влево), носки ног на месте. Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер. Из упора лежа «подпрыгнуть», одновременно толкаясь руками и ногами, сделать хлопок руками. Упражнения для кистей рук с гантелями, булавами, кистевыми эспандерами, теннисными мячами (сжимание). Имитация броска с амортизатором (резиновым бинтом), гантелями. Поднимание и опускание, отведение и приведение рук с гантелями в положение лежа на спине на скамейке. Метание мячей различного веса и объема (теннисного, хоккейного, мужского и женского баскетбольного набивного мяча весом 1-5 кг) на точность, дальность, быстроту. Метание камней с отскоком от поверхности воды. Метание палок (игра в «городки»). Удары по летящему мячу (волейбольному и баскетбольному в прыжке, с места, с разбегу в стену, через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания в цель. Броски мячей через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания. Падение на руки вперед, в стороны с места и с прыжка. Бросок мяча в прыжке с разбега, толкаясь о гимнастическую скамейку. Бросок мяча в прыжке с подкидного мостика на точность попадания в мишени на полу и на стене, в ворота.
Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге, после поворота, кувырков, падения. Ловля мяча после кувырка с попаданием в цель. Метание теннисного и баскетбольного мяча во внезапно появившуюся цель. Броски мяча в стену (батут) с последующей ловлей. Ловля мяча от стены (батута) после поворота, приседа, прыжка, перехода в положение сидя. Прыжки вперед и вверх с подкидного мостика с выполнением различных действий с мячом и без мяча в фазе полета (сохранить вертикальное положение туловища). Ведение мяча с ударом о скамейку; ведение с ударами в пол, передвигаясь по скамейке, ведение с перепрыгиванием препятствий. Ведение одновременно правой и левой рукой двух мячей, со сменой рук. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера. Комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков, ловли, передачи, бросков, ведения с предельной интенсивностью. Бег с различной частотой шагов, аритмичный бег по разметкам с точной постановкой ступни (наступая на разметки, ставя ступни точно у линии).
Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча. Перемещения партнеров в парах лицом друг к другу, сохраняя расстояние между ними 2-3 м.
Упражнения для развития специальной выносливости. Многократные повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры учебные с удлиненным временем, с заданным темпом перехода от защиты к нападению и обратно. Круговая тренировка (скоростно-силовая, специальная).
1. Прыжок в длину с места
Из исходного положения стоя, стопы врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой выполняется прыжок вперед с места на максимально возможное расстояние.
2. Прыжок с доставанием
Используется для определения скоростно-силовых качеств. Игрок располагается под щитом и отталкиваясь двумя ногами прыгает вверх, стремясь достать рукой как можно более высокую точку на ленте с сантиметровыми делениями, укрепленную на баскетбольном щите. В зачет идет лучший результат из трех попыток. Показатель прыгучести рассчитывается по разнице между высотой доставания в прыжке и высотой доставания рукой, стоя на полу на носочках.
3. Бег 40 с
Из положения высокого старта по сигналу арбитра выполняются рывки от лицевой до лицевой линии в течение 40 с. По окончании времени фиксируется количество пройденных дистанций.
4. Бег 300 м, 600 м,
Техническая подготовка
Приемы игры
|
Этапы начальной подготовки
|
Этап учебно-тренировочный
|
Год обучения
|
1-й
|
2-3й
|
1-й
|
2-й
|
3-й
|
4-й
|
5-й
|
Прыжок толчком двух ног
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
Прыжок толчком одной ноги
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
Остановка прыжком
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
Остановка двумя шагами
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
Повороты вперед
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
Повороты назад
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
Ловля мяча двумя руками на месте
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
Ловля мяча двумя руками в движении
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
Ловля мяча двумя руками в прыжке
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
Ловля мяча двумя руками при встречном движении
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
Ловля мяча двумя руками при поступательном движении
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
Ловля мяча двумя руками при движении сбоку
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
Ловля мяча одной рукой на месте
|
|
+
|
|
|
|
|
|
Ловля мяча одной рукой в движении
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
Ловля мяча одной рукой в прыжке
|
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
Ловля мяча одной рукой при встречном движении
|
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
Ловля мяча одной рукой при поступательном движении
|
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
Ловля мяча одной рукой при движении сбоку
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
Передача мяча двумя руками сверху
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
Передача мяча двумя руками от плеча (с отскоком)
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
Передача мяча двумя руками от груди (с отскоком)
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
Передача мяча двумя руками снизу (с отскоком)
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
Передача мяча двумя руками с места
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
Передача мяча двумя руками в движении
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
Передача мяча двумя руками в прыжке
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
Передача мяча двумя руками (встречные)
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
Передача мяча двумя руками (поступательные)
|
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
Передача мяча двумя руками на одном уровне
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
Передача мяча двумя руками (сопровождающие)
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
Передача мяча одной рукой сверху
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
Передача мяча одной рукой от головы
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
Передача мяча одной рукой от плеча (с отскоком)
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
Передача мяча одной рукой сбоку (с отскоком)
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
Передача мяча одной рукой снизу (с отскоком)
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
Передача мяча одной рукой с места
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
Передача мяча одной рукой в движении
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
Передача мяча одной рукой в прыжке
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
Передача мяча одной рукой (встречные)
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Передача мяча одной рукой (поступательные)
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Передача мяча одной рукой на одном уровне
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Передача мяча одной рукой (сопровождающие)
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Ведение мяча с высоким отскоком
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
Ведение мяча с низким отскоком
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
Ведение мяча со зрительным контролем
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
Ведение мяча без зрительного контроля
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Ведение мяча на месте
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
Ведение мяча по прямой
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
Ведение мяча по дугам
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
Ведение мяча по кругам
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
Ведение мяча зигзагом
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Обводка соперника с изменением высоты отскока
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Обводка соперника с изменением направления
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Обводка соперника с изменением скорости
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Обводка соперника с поворотом и переводом мяча
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Броски в корзину одной рукой сверху
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Броски в корзину одной рукой от плеча
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
Броски в корзину одной рукой снизу
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
Броски в корзину одной рукой сверху вниз
|
|
|
|
|
|
|
|
Броски в корзину одной рукой (добивание)
|
|
|
|
|
|
+
|
+
|
Броски в корзину одной рукой с отскоком от щита
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
Броски в корзину одной рукой с места
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
Броски в корзину одной рукой в движении
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
Броски в корзину одной рукой в прыжке
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Броски в корзину одной рукой (дальние)
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Броски в корзину одной рукой (средние)
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Броски в корзину одной рукой (ближние)
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Броски в корзину одной рукой прямо перед щитом
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Броски в корзину одной рукой под углом к щиту
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Броски в корзину одной рукой параллельно щиту
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Нормативные требования по технической подготовке
Группы
|
Передвижения в защитной стойке (с)
|
Скоростное ведение (с, попадания)
|
Передача мяча (с, попадания)
|
Дистанцион-ные броски (%)
|
Штрафные броски (%)
|
мальчики
|
девочки
|
мальчики
|
девочки
|
мальчики
|
девочки
|
мальчики
|
девочки
|
мальчики
|
девочки
|
НП
|
1-й год
|
10,1
|
10,3
|
15,0
|
15,3
|
14,2
|
14,5
|
28
|
28
|
-
|
-
|
2-3й год
|
10,0
|
10,2
|
14,9
|
15,1
|
14,0
|
14,4
|
30
|
30
|
-
|
-
|
УТГ
|
1-й год
|
9,0
|
9,5
|
14,2
|
14,8
|
13,8
|
14,1
|
40
|
40
|
48
|
48
|
2-й год
|
8,7
|
9,0
|
14,0
|
14,6
|
13,6
|
13,9
|
45
|
45
|
50
|
50
|
3-й год
|
8,5
|
8,8
|
13,9
|
14,5
|
13,5
|
13,8
|
58
|
48
|
60
|
60
|
|
4-5й год
|
8,4
|
8,7
|
13,8
|
14,4
|
13,4
|
13,7
|
60
|
50
|
65
|
65
|
1. Передвижение
Игрок находится за лицевой линией. По сигналу арбитра испытуемый перемещается спиной в защитной стойке, после каждого ориентира изменяет направление. От центральной линии выполняет рывок лицом вперед к лицевой линии на исходную позицию. Фиксируется общее время (с). Для всех групп одинаковое задание.
Инвентарь: 3 стойки
старт
финиш
2. Скоростное ведение
Игрок находится за лицевой линией. По сигналу арбитра дриб-лер начинает ведение левой рукой в направлении первых ворот (две рядом стоящие стойки), выполняет перевод мяча на правую руку, проходит внутри ворот и т. д. Каждый раз, проходя ворота, игрок должен выполнить перевод мяча и менять ведущую руку. Преодолев последние, пятые ворота, игрок выполняет ведение правой рукой и бросок в движении на 2-х шагах (правой рукой). После броска игрок снимает мяч с кольца и начинает движение в обратном направлении, только ведет правой рукой, а в конце, преодолев последние ворота, выполняет ведение левой рукой и бросок в движении на 2-х шагах левой рукой.
Инвентарь: 10 стоек, 1 баскетбольный мяч
Общеметодические указания (ОМУ):
1) для НП
- перевод выполняется с руки на руку
- задание выполняется 2 дистанции (4 броска)
2) для УТГ
- перевод выполняется с руки на руку под ногой
- задание выполняется 3 дистанции (6 бросков)
финиш
3. Передачи мяча
Игрок стоит лицом к центральному кольцу. Выполняет передачу в щит, снимает мяч в высшей точке и передает его помощнику № 1 левой рукой и начинает движение к противоположному кольцу, получает обратно мяч и передает его помощнику № 2 левой рукой и т. д.
После передачи от помощника № 3 игрок должен выполнить атаку в кольцо. Снимает свой мяч и повторяет тот же путь к противоположному кольцу, отдавая передачи правой рукой.
ОМУ:
1) для НП
- передачи выполняются одной рукой от плеча
- задание выполняется 2 дистанции (4 броска)
2) для УТГ
- передачи выполняются об пол
- задание выполняется 3 дистанции (6 бросков)
Инвентарь: 1 баскетбольный мяч
4. Броски с дистанции
Для НП
Игрок выполняет 10 бросков с 5 указанных точек 2 раза – туда и обратно.
Фиксируется количество попаданий.
Для УТГ
Игрок выполняет по 2 броска с 5 точек. С каждой точки: первый - в трехочковой зоне, второй - в двухочковой. На выполнение задания дается 2 мин.
Фиксируется количество бросков и очков.
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Тактика нападения
Приемы игры
|
Этапы начальной подготовки
|
Этап учебно-тренировочный
|
Год обучения
|
1-й
|
2-3й
|
1-й
|
2-й
|
3-й
|
4-й
|
5-й
|
Выход для получения мяча
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
Выход для отвлечения мяча
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
Розыгрыш мяча
|
|
+
|
|
+
|
|
|
|
Атака корзины
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
«Передай мяч и выходи»
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
Заслон
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Наведение
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Пересечение
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Треугольник
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Тройка
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Малая восьмерка
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Скрестный выход
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Сдвоенный заслон
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Наведение на двух игроков
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Система быстрого прорыва
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Система эшелонированного прорыва
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Система нападения через центрового
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Система нападения без центрового
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Игра в численном большинстве
|
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
Игра в меньшинстве
|
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
Тактика защиты
Приемы игры
|
Этапы начальной подготовки
|
Этап учебно-тренировочный
|
Год обучения
|
1-й
|
2-3й
|
1-й
|
2-й
|
3-й
|
4-й
|
5-й
|
Противодействие получению мяча
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
Противодействие выходу на свободное место
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
Противодействие розыгрышу мяча
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
Противодействие атаке корзины
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Подстраховка
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Переключение
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Проскальзывание
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Групповой отбор мяча
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Против тройки
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Против малой восьмерки
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Против скрестного выхода
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Против сдвоенного заслона
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Против наведения на двух
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Система личной защиты
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Система зонной защиты
|
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
Система смешанной защиты
|
|
|
|
|
|
+
|
+
|
Система личного прессинга
|
|
|
|
|
+
|
|
+
|
Система зонного прессинга
|
|
|
|
|
|
+
|
+
|
Игра в большинстве
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Игра в меньшинстве
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Восстановление спортивной работоспособности и нормального функционирования организма после тренировочных и соревновательных нагрузок - неотъемлемая составная часть системы подготовки и высококвалифицированных, и юных спортсменов. Выбор средств восстановления определяется возрастом, квалификацией, индивидуальными особенностями спортсменов, этапом подготовки, задачами тренировочного процесса, характером и особенностями построения тренировочных нагрузок. Основной путь оптимизации восстановительных процессов на этих этапах подготовки - рациональная тренировка и режим юных спортсменов, предусматривающие интервалы отдыха, достаточные для естественного протекания восстановительных процессов, полноценное питание.
Из дополнительных средств восстановления применение водные процедуры гигиенического и закаливающего характера, фармакологические средства восстановления и витамины с учетом сезонных изменений релаксационные и дыхательные упражнения. спортивный массаж.
Применяются психологические средства восстановления. Эти средства условно подразделяются на психолого-педагогические (оптимальный моральный климат в группе, положительные эмоции, комфортные условия быта, интересный, разнообразный отдых и др.) и психогигиенические (регуляция и саморегуляция психических состояний путем удлинения сна, внушенного сна-отдыха, психорегулирующая и аутогенная тренировки, цветовые и музыкальные воздействия, специальные приемы мышечной релаксации и др.).
ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА
В течение всего периода обучения тренер должен готовить себе помощников, привлекая учащихся к организации занятий и проведению соревнований. Инструкторская и судейская практика приобретается на занятиях и вне занятий. Все занимающиеся должны освоить некоторые навыки учебной работы и навыки судейства соревнований.
По учебной работе необходимо последовательно освоить следующие навыки и умения:
- Построить группу и подать основные команды на месте и в
движении.
- Составить конспект и провести разминку в группе.
- Определить и исправить ошибки в выполнении приемов у товарища по команде.
- Провести тренировочное занятие в младших группах под наблюдением тренера.
- Составить конспект урока и провести занятие с командой в общеобразовательной школе.
- Провести подготовку команды своего класса к соревнованиям.
- Руководить командой класса на соревнованиях.
Для получения звания судьи по спорту каждый занимающийся должен освоить следующие навыки и умения:
- Составить положение о проведении первенства школы по баскетболу.
- Вести протокол игры.
- Участвовать в судействе учебных игр совместно с тренером.
- Провести судейство учебных игр в поле (самостоятельно).
- Участвовать в судействе официальных соревнований в роли судьи в поле и в составе секретариата.
- Судить игры в качестве судьи в поле.
МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ
1. Контроль за состоянием здоровья спортсмена.
Углубленное медицинское обследование спортсмены проходят один раза в год - в конце подготовительного (осень) периода врачами Вологодского областного врачебно-физкультурного диспансера.
Углубленное медицинское обследование включает: анамнез; врачебное освидетельствование для определения уровня физического развития и биологического созревания; электрокардиографическое исследование; клинический анализ крови и мочи; обследование у врачей-специалистов (хирурга, невропатолога, окулиста, оториноларинголога, дерматолога, стоматолога, гинеколога).
В случае необходимости, по медицинским показаниям, организуется дополнительная консультация у других специалистов.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Для реализации образовательной программы используются:
- спортивные залы МБОУ ДОД «Тотемская ДЮСШ», МБОУ «Тотемская СОШ№2»
- спортивный инвентарь:
мячи баскетбольные,футбольные,волейбольные
форма баскетбольная
стенка гимнастическая
скамейка гимнастическая
стойки
ЛИТЕРАТУРА
1.Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) Ю.М.Портнов и др. М. Советский спорт, 2004. 100 с.
2.Баскетбол. Учебник для вузов физической культуры / Под редакцией Ю.М. Портнова. - М., 1997.
3.Костикова Л.В. Баскетбол: Азбука спорта. - М: ФиС, 2001.
4.Спортивные игры. Учебник для вузов. Том 1 / Под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Изд. Центр Академия, 2002.
5.Спортивные игры. Учебник для вузов. Том 2 / Под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Изд. Центр Академия, 2004.
6.Программа дисциплины «Теория и методика баскетбола». Для вузов физической культуры / Под редакцией Ю.М. Портнова. - М., 2004.
7.Баскетбол. Поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Под редакцией Ю.Д. Железняка. - М., 1984.
Литература для обучающихся:
1.Твой олимпийский учебник: Учебн. Пособие для учреждений образования России.-15-е издание. В.С.Родиченко и др.-М, ФиС 2005.144 с.
2.Ограничусь баскетболом. Т.С.Пинчук.-М. Физкультура и спорт, 1991.-224 с.
3.Гомельский А.Я. Центровые. М.:Физкультура и спорт. 1988.207 с. |