ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

информационные ресурсы

«  Декабрь 2024  »
ПВСЧПСВ
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

ВХОД



КАРТА ПОСЕЩЕНИЙ


Объявления
Дополнительная общебразовательная программа по баскетболу

ПОСМОТРЕТЬ В ФОРМАТЕ .PDF -

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

Тотемская

детско-юношеская спортивная  школа

 

 

УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом

от 23.08.2011г. протокол №12

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ ДОД «Тотемская ДЮСШ»

М.О. Чежина

 

 

 

 

 

Образовательная программа

по баскетболу

 

Авторы составители:

Тренер-преподаватель: А.Г. Полягошко

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Тотьма

2011

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Дополнительная общебразовательная программа по баскетболу разработана на основе Примерной  программы для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) (авторы-составители: Ю.М.Портнов – академик РАО, д-р пед. наук; В.Г.Башкирова - заслуженный тренер России; В.Г.Луничкин-заслуженный тренер СССР и России; М.И.Духовный – заслуженный тренер России; А.Б.Мацак – канд. пед. наук; А.Б.Саблин - канд. пед. наук).  Программа составлена на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом от 29.04.1999г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (постановление Правительства РФ от 07.03.1995г. №  233), нормативными документами Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту.

Основная цель программы – реализация учебно-тренировочного процесса на этапах многолетней спортивной подготовки.

Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач:

обучающие:

- ознакомить с историей развития баскетбола;

- освоить технику и тактику игры в баскетбол;

- ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена;

- подготовить инструкторов и судей по баскетболу.

воспитывающие:

- воспитание волевых, смелых, дисциплинарных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов.

развивающие:

- способствовать развитию  специальных физических качеств: быстроты, выносливости,  скоростно-силовых качеств.

Выполнение задач, поставленных перед спортивной школой по баскетболу, предусматривает: систематическое проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение учебно-тренировочного плана, переводных контрольных нормативов; регулярное участие в соревнованиях и организации проведения контрольных игр; осуществление восстановительно-профилактических мероприятий; просмотр учебных фильмов, видеозаписей, кинограмм, соревнований квалифицированных баскетболистов; прохождение инструкторской и судейской практики; создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий; использование данных науки и передовой практики как важнейших условий совершенствования спортивного мастерства обучающихся.

Для более эффективной подготовки юных баскетболистов необходимо построить  учебно-тренировочный процесс в школе по следующим направлениям:

- повышение качества отбора детей с высоким уровнем развития способностей к баскетболу и прохождения их через всю систему многолетней подготовки;

- усиление работы по овладению индивидуальной техникой и совершенствованию навыков выполнения технических приемов и их способов;

- повышение роли и объема тактической подготовки как важнейшего условия реализации индивидуального технического потенциала отдельных баскетболистов и команды в целом в рамках избранных систем игры и групповой тактики в нападении и защите;

- осуществление на высоком уровне интегральной подготовки посредством органической взаимосвязи технической, тактической и физической подготовки, умелого построения учебных и контрольных игр с целью решения основных задач по видам подготовки;

- повышение эффективности системы оценки уровня спортивной подготовленности обучающихся спортивных школ и качества работы как отдельных тренеров, так и спортивной школы в целом; основу этой оценки составляют прежде всего количественные показатели по видам подготовки, результаты участия в соревнованиях, включение в команды высокого класса.

Обучающиеся распределяются на учебные группы по возрасту и полу. Для каждой группы устанавливается наполняемость и режим учебно-тренировочной и соревновательной работы.

В каждой категории учебных групп поставлены задачи с учетом возраста обучающихся и их возможностей, а также требований, предъявляемых к подготовке баскетболистов высокого класса.

Программа составлена для каждого года обучения. Учебный материал по технико-тактической подготовке систематизирован с учетом взаимосвязи техники и тактики, а также последовательности изучения технических приемов и тактических действий как в отдельном годичном цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки.

Подготовка юных спортсменов предусматривает два направления: спортивно-оздоровительное, учебно-тренировочное, включающее три этапа: этап начальной подготовки, учебно-тренировочный этап (начальная спортивная подготовка), учебно-тренировочный этап (углубленная подготовка).

Режим учебно-тренировочной работы рассчитан на 46 недель.

Количество  занятий в неделю

Направления и этапы подготовки

Год обучения

Минимальный возраст для зачисления

Максимальное кол-во учебных часов в группе

Спортивно-оздоровительное

Весь период

(1 год)

8

6

Начальной подготовки

1

2

3

8-10

10-11

11-12

6

8

8

Учебно-тренировочный

1

2

3

4

5

12-13

13-14

14-15

15-16

16-17

12

14

16

20

20

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

На протяжении всего периода обучения в спортивной школе баскетболисты проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач. Общая направленность многолетней подготовки юных спорт­сменов от этапа к этапу следующая:

-   постепенный переход от обучения приемам игры и тактичес­ким действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;

-   планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействий с партнерами;

-   переход от общеподготовительных средств к наиболее специа­лизированным для   баскетболиста;

-   увеличение собственно соревновательных упражнений в процес­се подготовки;

-   увеличение объема тренировочных нагрузок;

-   повышение интенсивности занятий и, следовательно, исполь­зование восстановительных мероприятий для поддержания не­обходимой работоспособности и сохранения здоровья юных баскет­болистов.

Задачи спортивно-оздоровительного этапа

  1. Укрепление здоровья;
  2. Воспитание личностных качеств;
  3. Освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков;
  4. Знакомство с основами спортивной техники избранного вида спорта в процессе регулярных многолетних учебно-тренировочных занятий;
  5. Привитие стойкого интереса к занятиям спортом;
  6. Приобретение навыков контроля состояния здоровья и физической работоспособности.

Задачи этапа начальной подготовки

  1. Отбор способных к занятиям баскетболом детей;
  2. Формирование стойкого интереса к занятиям;
  3. Всестороннее гармоническое развитие физических способнос­тей, укрепление здоровья, закаливание организма;
    1. Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры;
    2. Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям;
    3. Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола.

Общие задачи учебно-тренировочного этапа

  1. Повышение общей физической подготовленности (особенно гибкости, ловкости, скоростно-силовых способностей);
    1. Совершенствование специальной физической подготовленности;
    2. Овладение всеми приемами техники на уровне умений и навыков;
    3. Овладение индивидуальными и групповыми тактическими дей­ствиями;
      1. Индивидуализация подготовки;
      2. Начальная специализация. Определение игрового амплуа;
      3. Овладение основами тактики командных действий;
    4. Воспитание навыков соревновательной деятельности по бас­кетболу;

Весь период подготовки на учебно-тренировочном этапе можно разделить еще на два по некоторой общности задач.

Задачи начальной специализации

  1. Воспитание физических качеств: быстроты, гибкости, ловко­сти и специальной тренировочной выносливости.
  2. Обучение приемам игры («школа» техники), совершенствова­ние их в тактических действиях.
  3. Обучение тактическим действиям (в основном индивидуальным и групповым) и совершенствование их в игре. Баскетболисты   вы­полняют различные функции во взаимодействии. Четкой спе­циализации по амплуа еще нет.
    1. Приобщение к соревновательной деятельности. Участие в пер­венстве района, города.

Задачи углубленной специализации

1. Воспитание физических качеств: силы, быстроты, специальной тренировочной и соревновательной выносливости.

  1. Обучение приемам игры, совершенствование их и ранее изу­ченных в условиях, близких к соревновательным.
  2. Обучение индивидуальным и групповым действиям, совершен­ствование их и ранее изученных в различных комбинациях и систе­мах нападения и защиты.
  3. Специализация по амплуа. Совершенствование приемов игры и тактических действий с учетом индивидуальных особенностей и игрового амплуа юного баскетболиста.
  4. Воспитание умения готовиться и участвовать в соревнованиях (настраиваться на игру, регулировать эмоциональное состояние пе­ред игрой, во время игры, независимо от ее исхода, проводить ком­плекс восстановительных мероприятий).

Учебный план учебно-тренировочных занятий

в ДЮСШ по баскетболу (ч)

п/п

Виды подготовки

Этап

учебно-тренировочный

Этапы начальной подготовки

Год обучения

1

2

3

1

2

3

4

5

1.

Теоретическая

6

8

8

12

14

16

20

20

2.

Общая физическая

120

108

102

90

90

80

70

70

3.

Специальная физическая

40

60

66

75

90

120

150

150

4.

Техническая

50

86

86

110

120

130

180

180

5.

Тактическая

20

30

30

55

90

120

150

150

6.

Игровая

20

30

30

50

50

70

90

90

7.

Контрольные и календарные игры

10

30

30

30

30

40

40

40

8.

Восстановительные мероприятия

-

-

-

30

30

30

30

30

9.

Инструкторская и судейская практика

-

-

-

20

20

20

30

30

10.

Контрольные  испытания

8

12

12

16

16

16

16

16

11.

Медицинское обследование

2

2

4

4

4

4

4

4

Общее количество часов

276

368

368

552

644

736

920

920

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

 

Учебный план по теоретической подготовке

Тема

НП

УТ

 

1-й

2-3

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

Физическая культура и спорт в России

1

0,5

1

1

1

1

1

Состояние и развитие баскетбола в России

1

0,5

1

1

1

1

1

Воспитание нравствен­ных и волевых качеств спортсмена

1

1

1

1

1

1

1

Влияние физических упражнений на орга­низм спортсмена

1

1

1

1

1

1

1

Гигиенические требова­ния к занимающимся спортом

1

1

1

1

1

1

1

Профилактика травматизма в спорте

1

1

1

1

1

1

1

Общая характеристика спортивной подготовки

-

-

1

1

1

1

1

Планирование и контроль подготовки

-

-

1

1

1

2

2

Основы техники игры и техническая подготовка

-

1

1

1

1

2

2

Основы тактики игры и тактическая подготовка

-

-

-

1

2

2

2

Физические качества и физическая подготовка

-

-

-

1

1

1

1

Спортивные соревнования

-

1

1

1

1

1

1

Правила по мини-баскетболу

-

-

1

-

-

-

-

Правила по баскетболу

-

1

 

1

1

1

1

Официальные правила ФИБА

-

-

-

-

1

1

1

Установка на игру и разбор результатов игры

-

-

1

1

2

3

3

Всего часов

6

8

12

14

16

20

20

Темы

Физическая культура и спорт в России

Понятие «физическая культура». Физическая культура как состав­ная часть общей культуры. Значение ее для укрепления здоровья, физического развития граждан России в их подготовке к труду и защите Родины. Роль физической культуры в воспитании молоде­жи. Основные сведения о спортивной квалификации. Спортивные разряды и звания. Порядок присвоения спортивных разрядов и зва­ний. Юношеские разряды по баскетболу.

Состояние и развитие баскетбола в России

История развития баскетбола в мире и в нашей стране. Достиже­ния баскетболистов России на мировой арене. Количество занима­ющихся в России и в мире. Спортивные сооружения для занятий баскетболом и их состояние. Итоги и анализ выступлений сборных национальных, молодежных и юниорских команд баскетболистов на соревнованиях.

Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена

Решающая роль социальных начал в мотивации спортивной де­ятельности. Спортивно-этическое воспитание. Психологическая под­готовка в процессе спортивной тренировки. Формирование в про­цессе занятий спортом нравственных понятий, оценок, суждений. Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Общая и специальная психологическая подготовка. Инициативность, самосто­ятельность и творческое отношение к занятиям. Регуляция уровня эмоционального возбуждения. Основные приемы создания готовно­сти к конкретному соревнованию. Идеомоторные, аутогенные и подобные им методы.

Гигиенические требования к занимающимся спортом

Понятие о гигиене и санитарии. Общие представления об основ­ных системах энергообеспечения человека. Дыхание. Значение ды­хания для жизнедеятельности организма. Жизненная емкость легких. Потребление кислорода. Функции пищеварительного аппарата. Осо­бенности пищеварения при мышечной работе. Понятие о рациональ­ном питании и общем расходе энергии. Гигиенические требования к питанию спортсменов. Питательные смеси. Значение витаминов и минеральных солей, их нормы. Режим питания, регулирование веса спортсмена. Пищевые отравления и их профилактика. Гигиеничес­кое значение кожи. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиени­ческие требования к спортивной одежде и обуви. Правильный ре­жим дня для спортсмена. Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена. Режим дня во время соревнований. Ра­циональное чередование различных видов деятельности. Вредные привычки - курение, употребление спиртных напитков. Профилак­тика вредных привычек.

Влияние физических упражнений на организм спортсмена

Понятия об утомлении и переутомлении. Причины утомления. Субъективные и объективные признаки утомления. Переутомление. Перенапряжение. Восстановительные мероприятия в спорте. Прове­дение восстановительных мероприятий в спорте. Проведение восста­новительных мероприятий после напряженных тренировочных на­грузок. Критерии готовности к повторной работе. Активный отдых. Самомассаж. Спортивный массаж. Баня. Основные приемы и виды спортивного   массажа.

Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте

Простудные заболевания у спортсменов. Причины и профилак­тика. Закаливание организма спортсмена. Виды закаливания. Общее понятие об инфекционных заболеваниях, источники инфекции и пути их распространения. Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Пути распространения инфекционных забо­леваний. Меры личной и общественной профилактики. Патологи­ческие состояния в спорте: перенапряжение сердца, заболевание органов дыхания, острый болевой печеночный синдром. Травма­тизм в процессе занятий баскетболом; оказание первой помощи при несчастных случаях. Доврачебная помощь пострадавшему, приемы искусственного дыхания, транспортировка пострадавшего. Профи­лактика спортивного травматизма. Временные ограничения и про­тивопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям.

Общая характеристика спортивной подготовки

Понятие о процессе спортивной подготовки. Взаимосвязь сорев­нований, тренировки и восстановления. Формы организации спортивной тренировки. Характерные особенности периодов спортивной тренировки. Единство общей и специальной подготовки. Понятие о тренировочной нагрузке. Основные средства спортивной тренировки. Методы спортивной тренировки. Значение тренировочных и конт­рольных игр. Специализация и индивидуализация в спортивной тре­нировке. Использование технических средств и тренажерных уст­ройств. Общая характеристика спортивной тренировки юных спортсменов. Особенности спортивной тренировки юных спортсме­нов: многолетний прирост спортивных достижений, ограничение тре­нировочных и соревновательных нагрузок, значение общей физичес­кой подготовки. Самостоятельные занятия: утренняя гимнастика, индивидуальные занятия по совершенствованию физических качеств и техники движений.

Планирование и контроль спортивной подготовки

Сущность и назначение планирования, его виды. Составление индивидуальных планов подготовки. Контроль уровня подготовлен­ности. Нормативы по видам подготовки. Результаты специальных контрольных нормативов. Учет в процессе спортивной тренировки. Индивидуальные показатели уровня подготовленности по годам обучения. Основные понятия о врачебном контроле. Систематичес­кий врачебный контроль за юными спортсменами как основа дос­тижений в спорте. Измерение и тестирование в процессе трениров­ки и в период восстановления. Частота пульса, дыхания, глубина дыхания, тонус мускулатуры. Степ-тест. Уровень физического раз­вития баскетболистов. Артериальное давление. Самоконтроль в процессе занятий спортом. Дневник самоконтроля. Его формы, со­держание, основные разделы и формы записи. Показатели развития. Пульсовая кривая.

Физические способности и физическая подготовка

Физические качества. Виды силовых способностей: собственно силовые, скоростно-силовые. Строение и функции мышц. Изменение в строении и функциях мышц под влиянием занятий спортом. Мето­дика воспитания силовых способностей. Понятие быстроты, формы ее проявления. Методы воспитания быстроты движений. Воспита­ние быстроты простой и сложной двигательной реакции, облегчение внешних условий, лидирование, использование эффекта варьирования отягощениями. Гибкость и ее развитие. Понятие о ловкости как ком­плексной способности к освоению техники движений. Виды проявления ловкости. Методика воспитания ловкости. Понятие выносливос­ти. Виды и показатели выносливости. Методика совершенствования выносливости в процессе многолетней подготовки.

Основы техники игры и техническая подготовка

Основные сведения о технике игры, о ее значении для роста спортив­ного мастерства. Средства и методы технической подготовки. Класси­фикация приемов техники игры. Анализ техники изучаемых приемов игры. Методические приемы и средства обучения технике игры. О со­единении технической и физической подготовки. Разнообразие техни­ческих приемов, показатели надежности техники, целесообразная ва­риантность. Просмотр кинокольцовок, видеозаписей игр.

Спортивные соревнования

Спортивные соревнования, их планирование, организация и прове­дение. Значение спортивных соревнований для популяризации вида спорта. Спортивные соревнования как важнейшее средство роста спортивного мастерства. Положение о проведении соревнований по баскетболу на первенство России, города, школы. Ознакомление с командным планом соревнований, с положением о соревнованиях. Правила соревнований по баскетболу. Судейство соревнований. Судей­ская бригада: главный судья соревнований, судьи в поле, секретарь, хронометрист. Их роль в организации и проведении соревнований.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

(ДЛЯ ВСЕХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП)

Общеподготовительные упражнения

Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дис­танция. Перестроения: в одну, две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Пост­роение, выравнивание строя, расчет по строю, повороты на месте. Переход на ходьбу и бег, на шаг. Остановка. Изменение скорости

движения строя.

Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время

ходьбы и бега.

Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в та­зобедренных суставах; приседания; отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях; выпады, пру­жинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах;

прыжки.

Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, поворо­ты головы; наклоны туловища, круговые вращения туловищем, по­вороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положе­нии лежа на спине; из положения лежа на спине переход в положение сидя; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; угол из исходного положения лежа, сидя и в положении виса; различ­ные сочетания этих движений.

Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с корот­кой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, мешочка­ми с песком, резиновыми амортизаторами, палками, со штангой (для

юношей).

Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, при­седания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазанье по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнасти­ческой стенке. Упражнения со штангой: толчки, выпрыгивания, приседания. Упражнения с набивными мячами. Упражнения на тре­нажере типа «геркулес». Борьба. Гребля.

Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистан­ции от 30 до 100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером (велосипедист, более быстрый спортсмен). Бег с гандикапом с задачей догнать парт­нера. Выполнения общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.

Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражне­ния с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью парт­нера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчет­веро скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными по­ложениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.

Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движе­ния рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Стойки на голо­ве, руках и лопатках. Прыжки опорные через козла, коня. Прыжки с подкидного мостика. Прыжки на батуте. Упражнения в равнове­сии на гимнастической скамейке, бревне; равновесие при катании на коньках, спусках на лыжах с гор. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после кувырков, поворотов.

Упражнения типа «полоса препятствий»: с перелезанием, про-лезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемеще­ниями, переноской нескольких предметов одновременно (четырех баскетбольных мячей), ловлей и метанием мячей. Игра в мини-футбол, в теннис большой и малый (настольный), в волейбол, в бадминтон.

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по мелководью, по снегу, по песку, с отягощениями с предельной интенсивностью. Игры с отягощения­ми. Эстафеты комбинированные с бегом, прыжками, метаниями. Метание гранаты, копья, диска, толкание ядра. Групповые упраж­нения с гимнастической скамейкой.

Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный на 500, 800, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек до 3 км, для юношей до 5 км. Дозированный бег по пересеченной местности от 3 мин до 1 ч (для разных возрастных групп). Плавание с учетом и без учета времени. Ходьба на лыжах с подъемами и спус­ками с гор, прохождение дистанции от 3 до 10 км на время. Спортив­ные игры на время: баскетбол, мини-футбол (для мальчиков и дево­чек). Марш-бросок. Туристические походы.

Специально-подготовительные упражнения

Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести. Ус­корения, рывки на отрезках от 3 до 40 м из различных положений (сидя, стоя, лежа) лицом, боком и спиной вперед. Бег с максималь­ной частотой шагов на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнером, в соревновании с партнером за овладение мячом, за летящим мячом с задачей пой­мать его. Бег за лидером без смены и со сменой направления (зигза­гом, лицом и спиной вперед, челночный бег, с поворотом). Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистан­ции. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх (оди­ночные, сериями). Многократные прыжки с ноги на ногу (на даль­ность при определенном количестве прыжков; на количество прыжков при определенном отрезке от 10 до 50 м). Прыжки на одной ноге на месте и в движении без подтягивания и с подтягиванием бедра толчковой ноги. Прыжки в стороны (одиночные и сериями) на месте через «канавку» и продвигаясь вперед, назад. Бег и прыж­ки с отягощениями (пояс, манжеты на голенях, набивные мячи, ган­тели).

Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и кру­говые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и паль­цами одновременно и попеременно правой и левой рукой. Передви­жение в упоре на руках по кругу (вправо и влево), носки ног на месте. Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суста­вы удерживает партнер. Из упора лежа «подпрыгнуть», одновремен­но толкаясь руками и ногами, сделать хлопок руками. Упражнения для кистей рук с гантелями, булавами, кистевыми эспандерами, тен­нисными мячами (сжимание). Имитация броска с амортизатором (резиновым бинтом), гантелями. Поднимание и опускание, отведе­ние и приведение рук с гантелями в положение лежа на спине на скамейке. Метание мячей различного веса и объема (теннисного, хоккейного, мужского и женского баскетбольного набивного мяча весом 1-5 кг) на точность, дальность, быстроту. Метание камней с отскоком от поверхности воды. Метание палок (игра в «городки»). Удары по летящему мячу (волейбольному и баскетбольному в прыжке, с места, с разбегу в стену, через волейбольную сетку, через вере­вочку на точность попадания в цель. Броски мячей через волейболь­ную сетку, через веревочку на точность попадания. Падение на руки вперед, в стороны с места и с прыжка. Бросок мяча в прыжке с разбега, толкаясь о гимнастическую скамейку. Бросок мяча в прыж­ке с подкидного мостика на точность попадания в мишени на полу и на стене, в ворота.

Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге, после поворота, кувырков, падения. Ловля мяча после кувырка с попаданием в цель. Метание теннисно­го и баскетбольного мяча во внезапно появившуюся цель.  Броски мяча в стену (батут) с последующей ловлей. Ловля мяча от стены (батута) после поворота, приседа, прыжка, перехода в положение сидя. Прыжки вперед и вверх с подкидного мостика с выполнением различных действий с мячом и без мяча в фазе полета (сохранить вертикальное положение туловища). Ведение мяча с ударом о ска­мейку; ведение с ударами в пол, передвигаясь по скамейке, ведение с перепрыгиванием препятствий. Ведение одновременно правой и ле­вой рукой двух мячей, со сменой рук. Ведение мяча с одновремен­ным выбиванием мяча у партнера. Комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков, ловли, передачи, бросков, ведения с предельной интенсивностью. Бег с различной частотой шагов, арит­мичный бег по разметкам с точной постановкой ступни (наступая на разметки, ставя ступни точно у линии).

Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча. Пе­ремещения партнеров в парах лицом друг к другу, сохраняя рассто­яние между ними 2-3 м.

Упражнения для развития специальной выносливости. Многократ­ные повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжи­тельностью работы и отдыха. Игры учебные с удлиненным време­нем, с заданным темпом перехода от защиты к нападению и обрат­но. Круговая тренировка (скоростно-силовая, специальная).

1. Прыжок в длину с места

Из исходного положения стоя, стопы врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой выполняется прыжок вперед с места на максимально возможное расстояние.

2. Прыжок с доставанием

Используется для определения скоростно-силовых качеств. Иг­рок располагается под щитом и отталкиваясь двумя ногами прыга­ет вверх, стремясь достать рукой как можно более высокую точку на ленте с сантиметровыми делениями, укрепленную на баскетболь­ном щите. В зачет идет лучший результат из трех попыток. Пока­затель прыгучести рассчитывается по разнице между высотой доставания в прыжке и высотой доставания рукой, стоя на полу на носочках.

3.      Бег 40 с

Из положения высокого старта по сигналу арбитра выполняют­ся рывки от лицевой до лицевой линии в течение 40 с. По оконча­нии времени фиксируется количество пройденных дистанций.

4.      Бег 300 м, 600 м,

Техническая подготовка

 

Приемы игры

 

 

 

Этапы начальной подготовки

Этап учебно-тренировочный

Год обучения

1-й

2-3й

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

Прыжок толчком двух ног

+

+

 

 

 

 

 

Прыжок толчком одной ноги

+

+

 

 

 

 

 

Остановка прыжком

 

+

+

 

 

 

 

Остановка двумя шагами

 

+

+

 

 

 

 

Повороты вперед

+

+

 

 

 

 

 

Повороты назад

+

+

 

 

 

 

 

Ловля мяча двумя руками на месте

+

+

 

 

 

 

 

Ловля мяча двумя руками в движении

 

+

+

 

 

 

 

Ловля мяча двумя руками в прыжке

 

+

+

 

 

 

 

Ловля мяча двумя руками при встречном движении

 

+

+

 

 

 

 

Ловля мяча двумя руками при поступа­тельном движении

 

+

+

+

 

 

 

Ловля мяча двумя руками при движении сбоку

 

+

+

+

 

 

 

Ловля мяча одной рукой на месте

 

+

 

 

 

 

 

Ловля мяча одной рукой в движении

 

+

+

+

 

 

 

Ловля мяча одной рукой в прыжке

 

+

+

+

 

 

Ловля мяча одной рукой при встречном движении

 

+

+

+

 

 

Ловля мяча одной рукой при поступа­тельном движении

 

+

+

+

 

 

Ловля мяча одной рукой при движении сбоку

 

+

+

+

+

 

Передача мяча двумя руками сверху

+

+

 

 

 

 

 

Передача мяча двумя руками от плеча (с отскоком)

+

+

 

 

 

 

 

Передача мяча двумя руками от груди (с отскоком)

+

+

 

 

 

 

 

Передача мяча двумя руками снизу (с отскоком)

+

+

 

 

 

 

 

Передача мяча двумя руками с места

+

+

 

 

 

 

 

Передача мяча двумя руками в движении

 

+

+

+

 

 

 

Передача мяча двумя руками в прыжке

 

+

+

 

 

 

 

Передача мяча двумя руками (встречные)

 

+

+

+

 

 

 

Передача мяча двумя руками (поступательные)

 

+

+

+

 

 

Передача мяча двумя руками на одном уровне

 

+

+

+

+

 

Передача мяча двумя руками (сопровож­дающие)

 

+

+

+

+

 

Передача мяча одной рукой сверху

 

+

+

 

 

 

 

Передача мяча одной рукой от головы

 

+

+

 

 

 

 

Передача мяча одной рукой от плеча (с отскоком)

 

+

+

+

 

 

 

Передача мяча одной рукой сбоку (с отскоком)

 

+

+

+

+

 

 

Передача мяча одной рукой снизу (с отскоком)

 

+

+

+

 

 

 

Передача мяча одной рукой с места

+

+

 

 

 

 

 

Передача мяча одной рукой в движении

 

+

+

+

 

 

 

Передача мяча одной рукой в прыжке

 

+

+

+

+

 

Передача мяча одной рукой (встречные)

 

+

+

+

+

+

Передача мяча одной рукой (поступательные)

 

+

+

+

+

+

Передача мяча одной рукой на одном уровне

 

+

+

+

+

+

Передача мяча одной рукой (сопровождающие)

 

+

+

+

+

+

Ведение мяча с высоким отскоком

+

+

 

 

 

 

 

Ведение мяча с низким отскоком

+

+

 

 

 

 

 

Ведение мяча со зрительным контролем

+

+

 

 

 

 

 

Ведение мяча без зрительного контроля

 

+

+

+

+

+

+

Ведение мяча на месте

+

+

 

 

 

 

 

Ведение мяча по прямой

+

+

+

 

 

 

 

Ведение мяча по дугам

+

+

 

 

 

 

 

Ведение мяча по кругам

+

+

+

 

 

 

 

Ведение мяча зигзагом

 

+

+

+

+

+

+

Обводка соперника с изменением высоты отскока

 

+

+

+

+

+

Обводка соперника с изменением направления

 

+

+

+

+

+

Обводка соперника с изменением скорости

 

+

+

+

+

+

Обводка соперника с поворотом и переводом мяча

 

+

+

+

+

+

Броски в корзину одной рукой сверху

 

+

+

+

+

+

+

Броски в корзину одной рукой от плеча

+

+

+

 

 

 

 

Броски в корзину одной рукой снизу

 

+

+

+

+

 

 

Броски в корзину одной рукой сверху вниз

 

 

 

 

 

 

 

Броски в корзину одной рукой (добивание)

 

 

 

 

 

+

+

Броски в корзину одной рукой с отскоком от щита

+

+

+

+

 

 

 

Броски в корзину одной рукой с места

+

+

+

+

+

 

 

Броски в корзину одной рукой в движении

+

+

+

+

+

+

 

Броски в корзину одной рукой в прыжке

 

+

+

+

+

+

+

Броски в корзину одной рукой (дальние)

 

 

+

+

+

+

+

Броски в корзину одной рукой (средние)

 

 

+

+

+

+

+

Броски в корзину одной рукой (ближние)

 

 

+

+

+

+

+

Броски в корзину одной рукой прямо перед щитом

+

+

+

+

+

+

+

Броски в корзину одной рукой под углом к щиту

+

+

+

+

+

+

+

Броски в корзину одной рукой параллельно щиту

 

+

+

+

+

+

+

Нормативные требования по технической подготовке

Группы

 

Передвижения в защитной стойке (с)

Скоростное ведение (с, попадания)

Передача мяча (с, попадания)

Дистанцион-ные броски (%)

Штрафные броски (%)

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

 

НП

1-й год

10,1

10,3

15,0

15,3

14,2

14,5

28

28

-

-

2-3й год

10,0

10,2

14,9

15,1

14,0

14,4

30

30

-

-

 

УТГ

1-й год

9,0

9,5

14,2

14,8

13,8

14,1

40

40

48

48

2-й год

8,7

9,0

14,0

14,6

13,6

13,9

45

45

50

50

3-й год

8,5

8,8

13,9

14,5

13,5

13,8

58

48

60

60

 

4-5й год

8,4

8,7

13,8

14,4

13,4

13,7

60

50

65

65

1. Передвижение

Игрок находится за лицевой линией. По сигналу арбитра ис­пытуемый перемещается спиной в защитной стойке, после каж­дого ориентира изменяет направление. От центральной линии вы­полняет рывок лицом вперед к лицевой линии на исходную позицию. Фиксируется общее время (с). Для всех групп одинако­вое задание.

Инвентарь: 3 стойки

старт

финиш

2. Скоростное ведение

Игрок находится за лицевой линией. По сигналу арбитра дриб-лер начинает ведение левой рукой в направлении первых ворот (две рядом стоящие стойки), выполняет перевод мяча на правую руку, проходит внутри ворот и т. д. Каждый раз, проходя ворота, игрок должен выполнить перевод мяча и менять ведущую руку. Преодо­лев последние, пятые ворота, игрок выполняет ведение правой ру­кой и бросок в движении на 2-х шагах (правой рукой). После брос­ка игрок снимает мяч с кольца и начинает движение в обратном направлении, только ведет правой рукой, а в конце, преодолев пос­ледние ворота, выполняет ведение левой рукой и бросок в движе­нии на 2-х шагах левой рукой.

Инвентарь: 10 стоек, 1 баскетбольный мяч

Общеметодические указания (ОМУ):

1) для НП

-    перевод выполняется с руки на руку

-    задание выполняется 2 дистанции (4 броска)

2) для УТГ

-    перевод выполняется с руки на руку под ногой

-    задание выполняется 3 дистанции (6 бросков)

финиш

 

3. Передачи мяча

Игрок стоит лицом к центральному кольцу. Выполняет передачу в щит, снимает мяч в высшей точке и передает его помощнику № 1 левой рукой и начинает движение к противоположному кольцу, получает обратно мяч и передает его помощнику № 2 левой рукой и т. д.

После передачи от помощника № 3 игрок должен выполнить атаку в кольцо. Снимает свой мяч и повторяет тот же путь к проти­воположному кольцу, отдавая передачи правой рукой.

ОМУ:

1) для НП

-    передачи выполняются одной рукой от плеча

-    задание выполняется 2 дистанции (4 броска)

2) для УТГ

-    передачи выполняются об пол

-    задание выполняется 3 дистанции (6 бросков)

Инвентарь: 1 баскетбольный мяч

4. Броски с дистанции

Для НП

Игрок выполняет 10 бросков с 5 указанных точек 2 раза – туда и обратно.

Фиксируется количество попаданий.

Для УТГ

Игрок выполняет по 2 броска с 5 точек. С каждой точки: пер­вый - в трехочковой зоне, второй - в двухочковой. На выполнение задания дается 2 мин.

Фиксируется количество бросков и очков.

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Тактика нападения

Приемы игры

 

 

 

Этапы начальной подготовки

Этап учебно-тренировочный

Год обучения

1-й

2-3й

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

Выход для получения мяча

+

+

 

 

 

 

 

Выход для отвлечения мяча

+

+

 

 

 

 

 

Розыгрыш мяча

 

+

 

+

 

 

 

Атака корзины

+

+

+

+

+

+

+

«Передай мяч и выходи»

+

+

+

 

 

 

 

Заслон

 

 

+

+

+

+

+

Наведение

 

+

+

+

+

+

+

Пересечение

 

+

+

+

+

+

+

Треугольник

 

 

+

+

+

+

+

Тройка

 

 

+

+

+

+

+

Малая восьмерка

 

 

 

+

+

+

+

Скрестный выход

 

 

+

+

+

+

+

Сдвоенный заслон

 

 

 

+

+

+

+

Наведение на двух игроков

 

 

 

+

+

+

+

Система быстрого прорыва

 

 

+

+

+

+

+

Система эшелониро­ванного прорыва

 

 

 

+

+

+

+

Система нападения через центрового

 

 

 

+

+

+

+

Система нападения без центрового

 

 

 

+

+

+

+

Игра в численном большинстве

 

 

 

 

+

+

+

Игра в меньшинстве

 

 

 

 

+

+

+

Тактика защиты

Приемы игры

 

 

 

Этапы начальной подготовки

Этап учебно-тренировочный

Год обучения

1-й

2-3й

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

Противодействие получению мяча

+

+

 

 

 

 

 

Противодействие выходу на свободное место

+

+

 

 

 

 

 

Противодействие розыгрышу мяча

+

+

+

 

 

 

 

Противодействие атаке корзины

+

+

+

+

+

+

+

Подстраховка

 

+

+

+

+

+

+

Переключение

 

 

+

+

+

+

+

Проскальзывание

 

 

 

+

+

+

+

Групповой отбор мяча

 

 

+

+

+

+

+

Против тройки

 

 

 

+

+

+

+

Против малой восьмерки

 

 

 

+

+

+

+

Против скрестного выхода

 

 

 

+

+

+

+

Против сдвоенного заслона

 

 

 

+

+

+

+

Против наведения на двух

 

 

 

+

+

+

+

Система личной защиты

 

+

+

+

+

+

+

Система зонной защиты

 

 

 

 

+

+

+

Система смешанной защиты

 

 

 

 

 

+

+

Система личного прессинга

 

 

 

 

+

 

+

Система зонного прессинга

 

 

 

 

 

+

+

Игра в большинстве

 

 

 

+

+

+

+

Игра в меньшинстве

 

 

 

+

+

+

+










ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Восстановление спортивной работоспособности и нормального функционирования организма после тренировочных и соревнова­тельных нагрузок - неотъемлемая составная часть системы подго­товки и высококвалифицированных, и юных спортсменов. Выбор средств восстановления определяется возрастом, квалификацией, индивидуальными особенностями спортсменов, этапом подготовки, задачами тренировочного процесса, характером и особенностями построения тренировочных нагрузок.                              Основной путь оптимизации восстановительных процессов на этих этапах подготовки - рациональная тренировка и режим юных спортсменов, предусматривающие интервалы отдыха, достаточные для естественного протекания восстановительных процессов, пол­ноценное питание.

Из дополнительных средств восстановления  применение водные процедуры гигиенического и за­каливающего характера, фармакологические средства восстановления и витамины с учетом сезонных измене­ний релаксационные и дыхательные упражнения. спортивный массаж.

Применяются психологические средства восстановления. Эти средства условно подразделяются на психолого-педагоги­ческие (оптимальный моральный климат в группе, положитель­ные эмоции, комфортные условия быта, интересный, разнообраз­ный отдых и др.) и психогигиенические (регуляция и саморегуля­ция психических состояний путем удлинения сна, внушенного сна-отдыха, психорегулирующая и аутогенная тренировки, цвето­вые и музыкальные воздействия, специальные приемы мышечной релаксации и др.).

ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА

В течение всего периода обучения тренер должен готовить себе помощников, привлекая учащихся к организации занятий и прове­дению соревнований. Инструкторская и судейская практика приоб­ретается на занятиях и вне занятий. Все занимающиеся должны ос­воить некоторые навыки учебной работы и навыки судейства сорев­нований.

По учебной работе необходимо последовательно освоить следую­щие навыки и умения:

  1. Построить группу и подать основные команды на месте и в
    движении.
    1. Составить конспект и провести разминку в группе.
    2. Определить и исправить ошибки в выполнении приемов у то­варища по команде.
      1. Провести тренировочное занятие в младших группах под на­блюдением тренера.
      2. Составить конспект урока и провести занятие с командой в общеобразовательной школе.
        1. Провести подготовку команды своего класса к соревнованиям.
        2. Руководить командой класса на соревнованиях.

Для получения звания судьи по спорту каждый занимающийся дол­жен освоить следующие навыки и умения:

  1. Составить положение о проведении первенства школы по бас­кетболу.
    1. Вести протокол игры.
    2. Участвовать в судействе учебных игр совместно с тренером.
    3. Провести судейство учебных игр в поле (самостоятельно).
    4. Участвовать в судействе официальных соревнований в роли судьи в поле и в составе секретариата.
      1. Судить игры в качестве судьи в поле.

МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ

1.  Контроль за состоянием здоровья спортсмена.

Углубленное медицинское обследование спортсмены проходят один раза в год - в конце подгото­вительного (осень) периода врачами Вологодского областного врачебно-физкультурного диспансера.

Углубленное медицинское обследование включает: анамнез; вра­чебное освидетельствование для определения уровня физического развития и биологического созревания; электрокардиографическое исследование; клинический анализ крови и мочи; обследование у врачей-специалистов (хирурга, невропатолога, окулиста, оторинола­ринголога, дерматолога, стоматолога, гинеколога).

В случае необходимости, по медицинским показаниям, организу­ется дополнительная консультация у других специалистов.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Для реализации образовательной программы используются:

- спортивные залы МБОУ ДОД «Тотемская ДЮСШ», МБОУ «Тотемская СОШ№2»

- спортивный инвентарь:

мячи баскетбольные,футбольные,волейбольные

форма баскетбольная

стенка гимнастическая

скамейка гимнастическая

стойки

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Примерная  программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) Ю.М.Портнов и др. М. Советский спорт, 2004. 100 с.

2.Баскетбол. Учебник для вузов физической культуры / Под ре­дакцией Ю.М. Портнова. - М., 1997.

3.Костикова Л.В. Баскетбол: Азбука спорта. - М: ФиС, 2001.

4.Спортивные игры. Учебник для вузов. Том 1 / Под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Изд. Центр Академия, 2002.

5.Спортивные игры. Учебник для вузов. Том 2 / Под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: Изд. Центр Академия, 2004.

6.Программа дисциплины «Теория и методика баскетбола». Для вузов физической культуры / Под редакцией Ю.М. Портнова. - М., 2004.

7.Баскетбол. Поурочная учебная программа для детско-юноше­ских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Под редакцией Ю.Д. Железняка. - М., 1984.

 

Литература для обучающихся:

1.Твой олимпийский учебник: Учебн. Пособие для учреждений образования России.-15-е издание. В.С.Родиченко и др.-М, ФиС 2005.144 с.

2.Ограничусь баскетболом. Т.С.Пинчук.-М. Физкультура и спорт, 1991.-224 с.

3.Гомельский А.Я. Центровые. М.:Физкультура и спорт. 1988.207 с.

 

ДОКУМЕНТАЦИЯ

лицензия приложение к лицензии

ЭКСКУРСИЯ ПО ШКОЛЕ

спортшкола

НАШ СПОНСОР

WWW.SPBPARNIKI.RU

наш спонсор

ОПРОСЫ

Какой вид спорта Вам нравится больше?
 

КАЛЕНДАРЬ ПАМЯТНЫХ ДАТ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ РОССИИ

Памятные даты военной истории России

Все права защищены:ДЮСШ